Стратегия CRM и процесс стратегического управления
Стратегия CRM в эпоху жесткой конкуренции на большинстве рынков, где фактически часто продают одно и то же и большинство компаний строят свой маркетинг от товаров, а не от рынка и своих клиентов, может быть волшебной палочкой выручалочкой, если правильно ей пользоваться.
Стратегия CRM - это в первую очередь именно стратегия, поэтому к ней можно применить приёмы классического стратегического управления.
Управление бизнесом, исходя из четко продуманной стратегии - это высший пилотаж. В России, увы, пока не каждая компания знает о своих целях и может четко сформулировать их и критерии, по которым она ведёт деятельность с клиентами, поставщиками и партнерами.
Процесс стратегического управления в общем виде состоит из двух взаимосвязанных фаз:
- формулирование стратегии;
- реализация стратегии.
Бодди Д. и Пейтон Р. раскрывают 7 стадий процесса стратегического управления:
- Определение намерений организации, которые отображаются в ее миссии и основных целях.
- Анализ деловой среды (исследование внутренних и внешних факторов).
- Конкретизация общих целей в непосредственные задачи.
- Определение способов выполнения задач.
- Анализ альтернативных стратегий, оценка вариантов и отбор лучших.
- Реализация стратегии.
- Наблюдение и контроль, выполнение при необходимости корректирующих действий и пересмотра стратегии.
Томпсон А. и Стрикленд А.Дж. утверждают, что в процессе стратегического управления менеджерам необходимо выполнить 5 взаимосвязанных задач:
- Определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок.
- Постановка стратегических целей и задач для их достижения.
- Формулирование стратегии для достижения определенных целей и результатов деятельности производства.
- Реализация стратегического плана.
- Оценка результатов деятельности и корректирование стратегического плана и методов его реализации.
Виханский О.С. считает, что стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность 5 взаимосвязанных управленческих процессов:
1. Анализ среды (макроокружение, микроокружение, внутренняя среда предприятия).
2. Определение миссии и целей организации.
3. Выбор стратегии.
4. Реализация стратегии .
5. Оценка и контроль выполнения стратегии.
Все процессы стратегического управления логически следуют один за другим, существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на другие и на всю их совокупность.