8 (922) 745-8828

Подбор и продажа
CRM систем

Брак талантов, или Что мешает бизнесу успешно конкурировать?

Рубрика: Блог
]]>
]]>

Как показал ряд исследований, нехватка специалистов соответствующего уровня и квалификации - одно из главных препятствий для развития бизнеса. Однако, если еще недавно это в основном касалось организаций с технологической и научно-технической сфер, то сейчас эта проблема стоит все острее перед компаниями из самых разных отраслей.

Это один из выводов исследования «Skills and Employment Trends Survey: Perspectives on Training» («Опросы относительно навыков и занятости: взгляд на обучение»).

Данное исследование в этом году провела Accenture, одна из ведущих консалтинговых компаний мира. Выводы исследования, представленные в отчете «Accenture 2013», базируются на опросе 400 топ-менеджеров крупных американских компаний

Нехватка навыков – самая болезненная проблема

Подавляющее большинство респондентов отметили, что в их компаниях нет специалистов, нужных для воплощения новых стратегий. Особенно этот вопрос актуален сейчас, когда наблюдается взрывное развитие цифрового бизнеса и фирмам приходится конкурировать с новыми игроками, которые разбросаны буквально по всему земному шару, как за талантливых специалистов, так и за клиентов.

Так, согласно результатам исследования, почти половина респондентов (46%) сказали, что их компаниям не хватает соответствующих навыков, которые бы позволили бизнесу эффективно конкурировать в течение ближайших лет. Неудивительно, что сейчас почти никто не планирует проводить сокращение кадров. Почти две трети опрошенных (62%) ожидают, что численность персонала останется без изменений; зато еще одна треть (31%) - рассчитывает увеличивать штат.

Наибольший спрос на определенные профессиональные навыки наблюдается в технологическом секторе (44%), а также в сферах техники (29%) и R&D (29%). Кроме этого, многие компании имеют проблемы с заполнением высоких управленческих позиций, а также с подбором кадров для таких направлений, как коммуникации, управление людьми и управление проектами.

Вот что сказал исследователям главный программист одной глобальной розничной сети: «Если взять совокупность профессиональных навыков, которыми обладает наш персонал, то многие из умений, которые нам необходимы, в компании есть. Однако, если спросить, имеют ли наши отдельные работники нужную комбинацию навыков, ответом будет "нет"». «А даже если немногочисленная группа людей и есть, все равно им не хватает "мягких" умений (soft skills), например предпринимательского образа мышления и способности управлять изменениями», - объясняет специалист.

В чем же причина нехватки нужных бизнесу навыков? Частично ответ - в рыночных и технологических изменениях, которые сейчас происходят. Очень часто компании, осуществляющие глобальную экспансию, конкурируют на нескольких рынках одновременно, а поэтому сталкиваются со сложностями при найме и обучении персонала. Кроме этого, в результате развития digital-направлений набор навыков, которые должны иметь ключевые специалисты, кардинально изменился.

Например, сегодня маркетологи должны владеть технологиями data mining и быть совершенно осведомленными с областью социальных медиа. Еще несколько лет назад специалистов по маркетинг-стратегии для социальных сетей даже не существовало, зато сегодня на них высокий спрос.

Недостаток профессиональных умений приводит к ряду негативных последствий. Так, по мнению 69% респондентов, это влечет за собой рост операционных расходов. Две трети опрошенных ожидают, что из-за недостатка талантливого персонала бизнес будет утрачен в пользу конкурентов, а 64% - считают, что нехватка нужных кадров негативно отразится на доходах фирмы, а также на выполнении показателей по увеличению поступлений.

Как отметили 87% респондентов, больше всего их беспокоит то, что люди, которым приходится преодолевать новые вызовы, не имея соответствующих навыков, работают в стрессовых условиях, что, в свою очередь, приводит к снижению общей производительности персонала.

Важность обучения

Более трети респондентов признали, что их компании столкнулись с проблемой нехватки нужных умений и навыков из-за недостаточных инвестиций в развитие персонала. При этом 51% опрошенных считают, что такие инвестиции будут увеличиваться; 43% - ожидают, что, по крайней мере, останутся на текущем уровне.

Итак, как организациям, которые планируют расширять объем учебных программ, получить от этого максимум преимуществ? Чтобы им не грозила ликвидация предприятия - как результат неправильных действий по работе с персоналом. Вот рекомендации, которые дают авторы исследования, отталкиваясь от его результатов.

1. Найдите оптимальную комбинацию различных видов обучения - аудиторного, практического, а также обучения, основанного на применении digital-инструментов.

Занятия в аудитории нужны как часть общей стратегии профессионального развития персонала. Впрочем, чтобы они давали эффект, их следует сочетать с использованием других форматов: интернет-каналов для предоставления дополнительных уроков, приложений на мобильных устройствах для контроля и закрепления знаний, социальных сетей для их обсуждения и углубления.

Органическое интегрирование элемента обучения в повседневную работу - очень эффективный способ профессионального роста. Несколько участников опроса сказали, что их компании используют наставничество с целью помочь новичкам перенять мастерство опытных работников.

2. Используйте инновационные инструменты.

Как показал опрос, 42% компаний применяют мобильные приложения, 35% - социальные медиа, 13% - геймификацию, что, в частности, дает людям возможность развивать навыки, которые могут пригодиться в случае изменения бизнес-среды.

В общем, цифровые форматы поощряют работников к совместному обучению в небольших группах, которые формируются спонтанно. При этом большое значение имеет то, что каждый человек может учиться по удобному для себя графику, независимо от того, где он находится.

В России, особенно нужно добавить - использование средств и инструментов для поддержки продаж, сервиса и маркетинга:  CRM-системы или BPM-системы, которые являются следующей ступенью, более продвинутой.

3. Новые подходы к подбору кадров

Компаниям крайне трудно находить кандидатов с соответствующим уровнем квалификации - именно это, по мнению большинства респондентов, предопределяет хроническую нехватку нужных умений и навыков. Как подчеркивают авторы исследования, это означает, что организации должны пересмотреть свои подходы к подбору персонала.

Поскольку, если фирмы сетуют на то, что им не удается найти нужных специалистов среди десятков или даже сотен претендентов - проблема не в кандидатах, а в рекрутерах. Особенно большие сомнения вызывает целесообразность применения скрининга. Фильтрация резюме кандидатов согласно определенных формальных требований (которые, к тому же, иногда нереалистичные) очень часто приводит к отсеиванию нужных компании талантов еще на первом этапе. Соответственно, весь процесс найма идет наперекосяк.

По убеждению экспертов, гораздо лучшие результаты дает модель оценки, базирующейся на следующих двух измерениях: базовая квалификация человека + его способность развиваться. Если кандидат стремится учиться, если его интересует получение нового опыта и использование новых возможностей для профессионального развития, то с большой вероятностью он хорошо проявит себя в работе.

А если изучить собственный персонал на предмет наличия вышеуказанных характеристик, то, наверняка, можно найти немало нераскрытых и нереализованных талантов внутри компании.

По материалам accenture.com