Этапы продаж в CRM программе, автоматизация отдела продаж
Когда продажи происходят в секторе B2B, то длительность проведения сделки бывает очень разной – от одного дня, недели, месяцев и даже года и больше. Поэтому руководителям по продажам важно (и нужно) отслеживать на каком этапе находится тот или иной продавец (сотрудник по продажам) в отношении каждого потенциального клиента, с которым ведётся работа по продаже.
Не менее важный вопрос – количество потенциальных клиентов которые находятся у него в работе.
Когда клиентов много, «продажников» тоже много, то отслеживание этих нюансов без компьютерной программы (автоматизация отдела продаж) практически нереально, ведь бумажные отчеты будут отнимать много времени и у начальника отдела продаж и у менеджеров по продажам.
Наиболее оптимальный выход в данной ситуации – компьютерные CRM программы, где этапы будут фиксироваться автоматически в карточке клиента.
Какие этапы продаж можно выделить для занесения их в CRM программу ?
По умолчанию, в CRM программе Quick Sales стоят такие этапы сделок, работ (продаж):
1. Инициирование интереса
2. Демонстрация
3. Заключение сделки
Универсальный вариант – подходящий для многих отраслей и направлений бизнеса.
В то же время, естественно их можно удалить и внести свои этапы, которые сложились в бизнесе вашей компании.
Например:
- Отправка КП (коммерческого предложения)
- Согласование условий сделки
- Ожидание оплаты
- Утверждение макета ( в рекламном бизнесе)
- Изготовление дизайна
- Подписывание актов произведенных работ
- Разработка ТЗ (технического задания)
При создании и фиксации этапов основная цель – представить процесс продажи, начиная с самого первого контакта с клиентом и до заключения сделки, в виде последовательных этапов. На каждом этапе четко определяются и задаются:
• действия сотрудников, предпринимаемые на этапе;
• полномочия и обязанности сотрудников;
• правила перехода с этапа на этап.
Такие этапы могут в фирме задаваться жестко, а могут и пропускаться в каких то сделках. Например, если клиент позвонил и попросил выставить счет на оплату, то он сразу попадает на этап «ожидание оплаты».
Работа отдела продаж в данной методике осуществления сделок – перемещение клиентов по этапам. В каждый момент времени на разных этапах находятся разные группы клиентов и с течением времени они перемещаются вниз по этапам или «уходят» с этапов вообще.
Однако, существует много различных типов сделок, где нельзя нарушать порядок и наличие этапов (например при монтаже и производстве пластиковых окон, в юридических компаниях, транспортных и логистических, агентствах недвижимости)
В таких случаях важно задать прохождение каждого из этапов жестко, в обязательном порядке.
В данном случае, для таких бизнес процессов больше подходит CRM программа Sales Expert, где есть возможность создавать типы сделок, для каждого создавать свои этапы и выбирать режим: жесткий (с обязательным прохождением и очередностью этапов), полужесткий (обязательное прохождение каждого этапа в свободном порядке) и свободный (не обязателен каждый этап и порядок их прохождения)
Время (длительность) прохождения каждого этапа фиксируется и автоматически рассчитывается.
Если же стоит задача на основе потраченного времени сотрудника впоследствии выставлять счета для клиентов и вести учет по заработной плате, причём часто для каждых процессов есть своя ставка оплаты или могут быть разные категории качества сотрудников ив зависимости от этого за один и тот же тип работы разные расценки, то стоит использовать платформу Клиент-Коммуникатор.
Именно такие задачи используют компании предоставляющие юридические услуги, ведение дел в судах, различные услуги в B2B секторе.
Состояние в компании всегда можно отследить сформировав тот или иной отчет, который покажет:
2. длительность каждого этапа;
3. плановые суммы (объемы) продаж;
4. вероятность перехода клиента с этапа на этап.